Декабрь 28, 2024

Черный след на всю жизнь

В ТОО «Ақтөбе Медиа» состоялась презентация нововведений в антикоррупционном законодательстве.

Директор медиакомпании Раукен Отыншин обозначил тему встречи, представил спикеров. Первым выступил заместитель руководителя управления превенции ДАПК по Актюбинской области Асет Кыркымбай. Он вкратце рассказал о Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы, разработанной согласно Указу Президента РК. Более подробно остановился на обязанностях комплаенс-офицеров в квазигосударственном секторе:
— Ваше товарищество является одним из наиболее крупных в этом секторе в регионе, потому первую встречу мы решили провести именно здесь.
Одна из основных задач специалистов комплаенс — профилактика правонарушений и защита деловой репутации организации, контроль при приеме на работу, корпоративное обучение персонала, анализ сделок, операций и коррупционных рисков. Всего в области действует 290 субъектов квазигоссектора, в каждом имеется ответственное лицо, на которое возложены обязанности комплаенс-офицера.
Руководители компаний заинтересованы в том, чтобы иметь в штате такого сотрудника, так как несут дисциплинарную ответственность за совершение коррупционных правонарушений подчиненными. Еще одним весомым аргументом для создания комплаенс-службы является расширение круга должностных лиц квазигосударственного сектора, являющихся субъектами коррупции. К ним отнесены лица, уполномоченные принимать решения по организации и проведению закупок, ответственные за отбор и реализацию проектов, финансируемых из госбюджета и Нацфонда, занимающие должность не ниже руководителя структурного подразделения. То есть они в полном объеме принимают на себя ограничения, предусмотренные Законом «О противодействии коррупции», несут более серьезную ответственность в случае совершения таких правонарушений.
По словам Асета Шмидтовича, обеспечение работы комплаенса – одна из важных государственных задач. Он также напомнил собравшимся об уголовной ответственности за коррупционные преступления, за которые предусмотрены штрафы либо лишение свободы сроком до 15 лет.
— К примеру, за взятку максимальный штраф составляет 80-кратный размер от полученной суммы. Применяется дополнительная мера наказания в виде пожизненного лишения права занимать должности на госслужбе, лишения воинских и специальных званий, государственных наград. То есть коррупционное деяние, совершенное один раз, оставляет след на всю жизнь, — констатировал представитель ведомства.
Существует и административная ответственность за получение незаконных вознаграждений. Речь идет о суммах менее двух МРП. В таких случаях штраф составит 600 МРП, это более 2,07 млн тенге. Человек увольняется без права на восстановление.
— Антикоррупционная служба работает на упреждение, профилактику правонарушений, выявляет и устраняет коррупционные риски. Сегодняшняя встреча — подтверждение этому. Хотел бы призвать каждого из вас продемонстрировать высокий уровень антикоррупционного поведения. При поддержке представителей четвертой ветви власти мы сможем повысить уровень нетерпимости населения к коррупции, минимизировать подобные проявления в обществе, — обратился к журналистам докладчик.
Асет Кыркымбай представил комплаенс-офицера ТОО «Ақтөбе Медиа» Коянбая Бостанова, который рассказал о направлениях своей работы.
Директор областного филиала РОО «Әділдік жолы» Асылбек Байменов напомнил аудитории о приоритетах проекта «Бизнеске жол», разработанного с целью обеспечить надлежащую защиту прав предпринимателей, создать благоприятную среду для бизнеса, содействовать развитию предпринимательского потенциала и укреплению экономического роста страны. В этом плане было сказано, что более 70 процентов госуслуг в Казахстане переведено в цифровой формат, исключающий коррупционные риски.
В видеоролике, показанном сотрудникам компании, прослеживались такие риски – кто-то решал вопрос устройства ребенка в детсад в обход закона, кто-то договаривался за кругленькую сумму об освобождении родственника из-под стражи. Комментируя сюжеты, Асет Кыркымбай резюмировал:
— В последние годы практически нет бытовой коррупции, как было сплошь и рядом лет десять назад. Но и сейчас одни хотят разрешить ситуацию при помощи денег, другие — нажиться на проблемах людей. Рано еще говорить о том, что такие отношения можно искоренить на сто процентов. Наша задача – максимально снижать риски.
Сауле ЕРТАЕВА

Фото Аслана МУСЕНОВА